Метод единственного сходства.

Если при разнообразных вариациях признаков неизменным остается единственное сходство (в данном случае: Г ------ Е), то составляющие его переменные рассматриваются как причина (Г) и следствие (Е).

Для того чтобы получаемые в экспериментальной и контрольной группах результаты были сопоставимыми, необходимо, чтобы эти группы по существенным признакам были эквивалентными, т. е. такими, в которых уравнено влияние всех других релевантных переменных, кроме предполагаемой причины предполагаемого следствия.

Помимо общих логических схем, следование которым в организации и проведении эксперимента помогает выявлению причинно-следственных связей, этой же цели могут служить планы экспериментов. Таких основных планов имеется два:

1. Эксперимент, организованный по плану типа «только после».

В подобного рода исследовании экспериментальные и контрольные группы оцениваются только по окончании эксперимента и не оцениваются в его начале. Если в итоге обнаруживается существенная разница между экспериментальной и контрольной группами, не предполагавшаяся вначале, то можно сделать вывод о том, что отмеченные после эксперимента различия между этими группами были вызваны именно теми экспериментальными действиями, которые предпринимались в отношении экспериментальной группы. Однако в этом случае в качестве альтернативной остается и требует специального опровержения гипотеза о том, что изначально экспериментальная и контрольные группы не были одинаковыми, что и вызвало зафиксированные между ними различия по окончанию эксперимента.

2. Эксперимент, организованный по плану типа «до и после».

В данном случае предполагаемые причины и следствия оцениваются и до, и после эксперимента и делается это как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Тем самым заранее отбрасывается альтернативная гипотеза о том, что обнаруженные по окончании эксперимента различия между экспериментальной и контрольной группами были вызваны теми различиями между ними, которые имелись еще до начала проведения эксперимента.

Контрольные вопросы

1. Виды психолого-педагогических исследований и их особенности.

2. Отличие экспериментального психолого-педагогического исследования от всех остальных исследований.

3. Взаимосвязь и преемственность разных видов психолого-педагогических исследований.

4. Что такое цели, задачи и гипотезы эксперимента?

5. Логические требования, предъявляемые к гипотезам экспериментального психолого-педагогического исследования.

6. Ошибки в доказательствах, направленных на выяснение причинно-следственных связей между переменными, изучаемыми в эксперименте.

7. Способы избежать ошибок в доказательстве существования причинно-следственной зависимости между переменными.

8. Логика организации и проведения экспериментов, направленных на доказательство причинно-следственных связей.

9. Экспериментальная и контрольная группы, их назначение в психолого-педагогическом эксперименте.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. — Вып. I и П. - М., 1966. (Формулировка гипотез: П6—120. Эксперимент: 120—148. Наблюдение (как метод экспериментального исследования): 106—115. Обработка и обобщение результатов (эксперимента): 148—193.)

2. Роговин М. С. Психологическое исследование. — Ярославль, 1979.

3. Роговин М. С., Залевский Г. В. Теоретические основы психологического и патопсихологического исследования. — Томск, 1988.

4. Сочивко Д. В., Якунин В. А. Математические модели в психолого-педагогических исследованиях: Учебное пособие. — Л., 1988. (Постановка проблемы. Предмет, объект и задачи исследования: 40—42. Проведение пилотажного исследования: 42—48. Общие сведения о планировании эксперимента: 56-62.)


4947300098588445.html
4947342643121114.html
    PR.RU™